Согласно различным источникам принято считать, что жанр автопортрета получил старт своего развития еще в эпоху Возрождения, в то время, когда творец перестает быть безымянным и начал осознавать уровень своей индивидуальности. Задолго до появления абстракции, автопортрет создавали с помощью зеркал, так как по-другому изобразись бело просто невозможно. Это было так называемым нарциссизмом, когда отражение формировалось по желанию автора таким, каким он предпочитает изобразить себя в реке времени. Некоторые фотохудожники называли этот процесс головоломкой, ведь по сути это была встреча двух зеркал – глаз художника и зеркала в роли бытового предмета. И сюда очень подходит одна известная буддийская метафора: «Два зеркала, отражающие друг друга, когда между ними нет даже тени». Эти два фактора образовывают бесконечность. И зритель, во время созерцания этого снимка, невольным образом попадает в интимную игру отражений, которая, как, казалось бы, закрыта для посторонних. Фотографический автопортрет таким же образом пропитывается так называемым мистицизмом. На примере можно рассмотреть один из первых автопортретов – «Автопортрет утопленника» Ипполита Байара, который в октябре 1840 года, после того как Академия наук не обратила взор на его творения в области фотопечати, снял себя в образе утопленника, при том что на обратной стороне фото были написаны трагические слова самоубийцы. На протяжении всего ХХ века монтаж и фотоколлаж активно развивался, и это дало возможность футуристам, дадаистам и другим фото личностям представлять себя в действительно странных образах и даже немного абсурдных. Они пытались неоднократно доказать, что фотография и реальность вовсе не обязаны соответствовать друг другу, показывая свое мироощущение. В качестве примера можно взять знаменитый автопортрет Лисицкого «Конструктор», который был сделан в 1924 году – с применением монтажа его нос плавно превращается в руку с циркулем. Еще одной известной композицией стала известная по всему миру работа Ванды Вулц – «Я + кошка», где она наложила на изображение собственного лица кошачью морду.